Элина Туктамишева: «Дизайн – это язык, на котором говорят художники»
Со 2 по 31 октября во Всероссийском музее прикладного искусства пройдет выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль». На протяжении месяца там можно будет увидеть работы 50 участников — все они продемонстрируют зрителям произведения, объединенные идеей поиска и осмысления русского стиля в предметном дизайне сегодня. Мы поговорили с куратором выставки Элиной Туктамишевой о том, что такое «русскость» в дизайне, нужно ли ее возрождать, и как вписать традиционные элементы в современный интерьер.

На Трын*Трава вы выступаете и как куратор, и как участник. Расскажите, каково это — быть по обе стороны выставки? Как вам удается органично совмещать эти две роли?

Умение убирать личные амбиции и мыслить проектом целиком — это то, что помогает избежать «перекоса» в какую-то из сторон. Например, когда происходит расстановка экспонатов, ни я, ни остальные члены оргкомитета выставки не смотрят на фамилии, дружбу и иные факторы. Для нас это предметы, которые мы должны скомпоновать, чтобы получилось рассказать красивую историю, но при этом нужно создать условия, чтобы каждый участник прозвучал отдельно. Это непростая задача, учитывая, что все экспоненты очень разные и по стилю, и по подаче.

ЭКСПОЗИЦИЯ ВЫСТАВКИ «ТРЫН*ТРАВА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ» 2020, СКУЛЬПТОР КИРИЛЛ ЧИЖОВ
Когда стоит такая высокая планка, каждый из нас становится просто фамилией в списке участников. Мы даже между собой говорим о себе в третьем лице, так как для нас главное — это то, как будет в итоге смотреться выставка.

Кстати, об оргкомитете выставки. Он состоит из четырех человек — это Ирина Батькова, Юля Герасимова, Светлана Попова и я. У каждой из нас свои задачи и обязанности, мы их специально не распределяли. Годы всё расставили по своим местам, поэтому каждый занимается тем, что у него получается лучше всего.

Чертополох, который изображен на логотипе выставки — это символ возрождения забытого. Почему, на ваш взгляд, важно возрождать русский стиль в предметном дизайне?

Да не то чтобы важно, просто для меня по-другому нельзя. Если нет внутренней потребности, то точно не важно и, соответственно, не нужно. Пусть это делают те, у кого эта тема отзывается внутри, кто не может не делать, кому не нужно объяснять, зачем, в чем важность, и есть ли она. Ведь дизайн — это, по сути, еще один язык, на котором говорит определенная прослойка людей, но который может на чувственном уровне доносить информацию до более широкого круга. Так происходит общение, которое обогащает душу человека, и в котором каждый обязательно находит своего собеседника. Кто-то говорит о русской культуре и истории, а кто-то — о чем-то своем, что его волнует и не оставляет равнодушным.
ВЫСТАВКА «ТРЫН*ТРАВА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ» 2020 В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ РОСИЗО, ЭКСПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРА ЮЛИ ГЕРАСИМОВОЙ
Что для вас значит «русскость» в контексте дизайна? Это какие-то визуальные традиционные элементы на самих изделиях и арт-объектах, или образ мышления, который вкладывает русский дизайнер в свое творчество?

Это и то, и другое. Если у дизайнера есть образность восприятия, он может передать то, чем вдохновился через образы, и люди это считывают, то, на мой взгляд, это — высший пилотаж! Мне кажется, мировой дизайн как раз движется в этом направлении — к выражению чувств и ощущений от пережитых эмоций и опыта.

ВЫСТАВКА «ТРЫН*ТРАВА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ» 2020 В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ РОСИЗО, ЭКСПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРА НИКОЛАЯ ЛАВДАНСКОГО, СКУЛЬПТОРА КИРИЛЛА ЧИЖОВА, ДИЗАЙНЕРА АЛЕКСАНДРА ПИНЧУКА, ХУДОЖНИКА ЯРА ПИКУЛЕВА
На выставке будут представлены работы авторов из разных уголков страны. Как вам кажется, насколько сильно отличается представление о русском стиле у дизайнеров из разных городов и регионов, влияет ли локация на это?

Тут дело скорее не в городах, а в конкретных людях, которые подают заявки. В их образе мышления, насмотренности и уровне профессионализма. Были, например, откровенно слабые работы из Москвы и невероятные из Самары, Уфы, Томска, Соликамска, и наоборот. Если географически анализировать заявки, которые приходят на Трын*Траву, то можно сказать, что Питер уже вышел из шаблонного представления о русском стиле. Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород уверенно догоняют северную столицу. Москве и близлежащим городам, как мне кажется, не хватает смелости, они стараются идти проверенными тропами. Поволжье не боится идти сложным, кропотливым путем ручного труда, что очень радует. На Урале и в Сибири интерес большой, но дизайнеры там пока не совсем поняли себя, они все еще сдерживаются рамками традиционного представления. Юг России не сильно активен в переосмыслении русского стиля. Во всех городах есть свои самоцветы, и все они, как правило, представлены у нас на выставке.

ВЫСТАВКА «ТРЫН*ТРАВА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ» 2020 В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ РОСИЗО, ЭКСПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРА НИКОЛАЯ ЛАВДАНСКОГО, СКУЛЬПТОРА КИРИЛЛА ЧИЖОВА, ДИЗАЙНЕРА АЛЕКСАНДРА ПИНЧУКА, ХУДОЖНИКА ЯРА ПИКУЛЕВА
Расскажите, что нового будет на выставке в этом году?
Нового и интересного будет много! Это точно стоит увидеть своими глазами, поэтому приглашаю всех посетить нашу выставку.
Есть ли у вас любимые проекты или дизайнеры, которые будут представлен на выставке? На чьи работы советуете обратить особое внимание?
Для меня все, кто прошел строжайший отбор и стал участником нашей выставки, равны. Мне кажется, в этом и есть еще одна уникальность проекта Трын*Трава — здесь на равных показывают свои работы уже состоявшиеся и известные имена и те, кто только начинает свой путь и еще не известен широкому кругу. Внимание стоит обратить на всех, каждый участник интересен по-своему.

ВЫСТАВКА «ТРЫН*ТРАВА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ» 2020 В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ РОСИЗО, ЭКСПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРА КИРЫ КОСТИНОЙ, ДИЗАЙНЕРА МАРИАННЫ МАКАРОВОЙ, ДИЗАЙНЕРА ОЛЬГИ ЗУБОВОЙ, ХУДОЖНИЦЫ СВЕТЛАНЫ БЕРЕЗИНОЙ, ХУДОЖНИЦЫ НАТАЛЬИ ЛЮБИМОВОЙ, ХУДОЖНИЦЫ ТАТЬЯНЫ ЧАПУРГИНОЙ

А как вы сами в своих проектах внедряете русский стиль в интерьер? Что помогает органично вписать традиционные элементы в современное пространство?

Собственно говоря, выставка Трын*Трава и была создана для того, чтобы из экспонатов можно было создать в интерьере настроение в русском стиле. В своих проектах я использую предметы, которые были представлены на нашей выставке, а органично вписать традиционные элементы помогает чувство меры, вкус и понимание того, что именно ты хочешь сказать, и какое хочешь создать настроение.

ЭКСПОЗИЦИЯ ВЫСТАВКИ «ТРЫН*ТРАВА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ» 2020, ДИЗАЙНЕР СВЕТЛАНА ПОПОВА

Во многом именно из-за пандемии люди стали больше интересоваться своей страной, появилась возможность лучше узнать родные места и культуру. Как вам кажется, тенденция популяризации русского стиля, в том числе в предметном дизайне, продолжится?

Я думаю, что да. Как я уже говорила, дизайн, как и любое творчество — это язык, на котором говорят художники. Чем больше у них будет впечатлений от русского культурного наследия, истории, природы, тем больше будет создано предметов на эту тему, а значит, будет больше поводов «поговорить».

На обложке: Автор и куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль», интерьерный и предметный дизайнер Элина Туктамишева.